Литература

«Муму»: бессловесные страдания

«Подлец, он ведь мог и не убивать!» — кричат одни. Другие добавляют: «Он просто слабак!». Третьи идут дальше: «Почему он вообще не утопился вместе с собакой, ведь он ее так любил?». С этим потоком впечатлений справиться сложно даже опытному учителю. Как подать «Муму» современным пятиклассникам, которые пока смутно представляют себе, что такое крепостное право, свобода, жертва, чтобы хоть что-то им стало близко и понятно? Важно! На сегодняшний день утвержден список направлений для итогового сочинения по литературе в 11 классе. Среди них — творчество И.С. Тургенева.

В чем суть? «Муму» — это сложное философское произведение; строго говоря, рановато читать его в пятом классе; отчасти поэтому в УМК по литературе Б. Ланина рассказ предлагается проходить с детьми не в пятом, а в шестом классе. Но в каком бы возрасте вы ни начали с детьми разговор на сложную тему свободы и жертвы, придется быть готовыми столкнуться с основными сложностями изучения и понимания этого рассказа. 

Сложность для ученика. Многие современные школьники при первом прочтении считают историю Муму просто трагической глупостью, дружно плачут над гибелью собаки и винят Герасима в бессердечности. Им тяжело понять, что главная жертва в рассказе — сам Герасим. Муму олицетворяет его бессловесную страдающую душу, которую он должен уничтожить, чтобы стать свободным. Вот только свобода такой ценой не приводит к счастью: обретя ее, Герасим сам уходит вслед за Муму.

 Сложность для учителя. Чтобы рассказ для пятиклассников вышел за рамки «собаку жалко, а Герасим подлец», нужно решиться и начать с ними серьезный разговор о душе. О внешней и внутренней свободе: ведь крепостничество бывает не только «снаружи», но и «изнутри». О тех случаях, когда цена свободы непомерна — потому что для Тургенева свобода не является высшей ценностью, за которую жизни не жалко. О том, стоит ли освобождаться, если для этого придется убить все самое лучшее и драгоценное в себе, как Муму в Герасиме. 

В рабочей программе цифрового сервиса «Классная работа» для УМК Б. Ланина продумано пять полноценных уроков по рассказу Тургенева «Муму». В мультимедийных презентациях к уроку используются фрагменты из экранизации рассказа 1959 года, фотографии имения Спасского-Лутовинова, портреты самого писателя и его матери — прототипа барыни из «Муму», а также тесты на знание фактов и основных деталей сюжета рассказа. Использование этих материалов облегчает учителю процесс подготовки к урокам и позволяет даже наименее заинтересованным ученикам понять и запомнить главное о рассказе «Муму».

 

Что дать на проработку? Строение рассказа. По структуре «Муму» — классический рассказ-путешествие в иной мир. Путешествие героя в данном случае начинается с появления Герасима при дворе барыни. Правда, в русских волшебных сказках герой должен пройти через испытания, чтобы изменить свою жизнь к лучшему. Герасим, напротив, пройдя через страдания, издевательства, унижение — не получает ничего, кроме боли. Его основная задача в рассказе — показать, как ничтожны все, кто над ним издевается, вся эта барская дворня — не люди дела и не люди ума, а просто холопы. Он возвышается над ними и нравственно, и физически: не случайно автор наделил его гигантским ростом (можно ли усмотреть в этом черты автопортрета? Ведь сам Тургенев был очень высоким человеком). Страдания Герасима лишь подчеркивают ничтожность окружающих его людей и самой самодурной барыни (воспоминание о детстве? Известно, что мать Тургенева была весьма взбалмошной и жестокой женщиной). Всех, к кому Герасим был привязан, у него отнимают (вспоминаем Татьяну), что в конце концов приводит буквально к моральному самоубийству. Циклический сюжет, похожий на сказку, заканчивается не спасением, а потерей и страшным концом. 

Портреты героев. Тургенев — мастер портретов. Можно поискать в тексте, почитать и обсудить описания образов Татьяны, барыни, Герасима, описание собаки, которое дано очень просто и трогательно. Полезно писать по этим фрагментам мини-изложения, кое-какие яркие отрывки можно заучивать наизусть, ведь Тургенев безукоризнен по эстетике и стилю, и, читая его, мы в первую очередь воспитываем в детях литературный вкус. 

Душа на четырех лапах. Тургенев был заядлым охотником; для него собака — единственное живое существо, не враждебное человеку. После смерти Пушкина Тургенев писал, что сам он, как собака, мечтает лечь у ног мертвого гения в знак преданности. В «Муму» собака — это олицетворение человеческой души. 

Душа не говорит, не жалуется, не объясняет, что с ней — только пищит, теребит, гложет и при этом каким-то удивительным образом греет и радует.

 Что обсудить на классном часе? Пожалуй, основные идеи рассказа станут для школьников актуальны спустя несколько лет после прочтения. Однако уже сейчас стоит поговорить с ними о том, как сокрушительна может быть травля человека группой. Ведь по сути, отношение дворни к Герасиму это и есть тот самый буллинг, о котором сейчас так много говорят, которого так боятся. Вот она, типичная жертва травли, вот ее переживания, вот какой со стороны кажется насмешливая самодовольная толпа, забрасывающая человека камнями. Хочется ли быть в числе этих холопов, трусливых перед барыней и безнаказанно жестоких с бессловесным Герасимом? 

Что оставить на будущее? Для дальнейшего изучения творчества Тургенева пятиклассникам полезно освоить некоторые свойства его произведений:

 Тургеневские герои всегда несвободны. Герасим — крепостной, поэтому его несвобода особенно очевидна. Однако и другие герои произведений Тургенева — «Отцы и дети», «Дворянское гнездо», «Накануне» — тоже теснимы внутренней несвободой. Вопрос свободы для Тургенева вне времени и социального статуса: пусть крепостное право отменили, мы перешли на новый уровень развития общества, однако и в наши дни желание властвовать друг над другом у людей никуда не девается. Властвуют жестокие родители над детьми, самодуры-начальники над подчиненными, чиновники над гражданами — несмотря на то, что формально все мы свободны. Таким образом, сводить основную мораль рассказа к тому, что крепостное право это абсолютное зло, было бы слишком плоско для такого тонкого автора, как Тургенев. При этом, по словам известного русского эссеиста Самуила Лурье, Тургенев отменил крепостное право незадолго до Александра II, показав в своем рассказе всему просвещенному миру, что крепостное право это просто неприлично. 

Тургеневские герои — это герои страдающие. На первый взгляд их страдание можно принять за слабость, но это не совсем верно. Просто Тургенев позволяет своим героям испытывать глубокие эмоции и не всегда занимать сильную позицию в жизни: для Тургенева быть слабым — не преступление. Впоследствии он позволит своим героям не проявить решимости, например — не объясниться и не обвенчаться с любимой девушкой. Многие критики будут открыто обвинять героев Тургенева в слабости, отсутствии стержня, говорить, что они сами виноваты в своих страданиях — но все это сам Иван Тургенев не готов порицать. Для него есть более ценные и более важные человеческие качества: душа, сострадание, наблюдательность и способность замечать важное, любоваться, ценить. Это — целостность личности по Тургеневу, а не стремление добиться свободы любой ценой и не готовность бороться до конца.

 Тургеневский творческий метод — реализм, но несколько иной, чем у современников. В нем прослеживается влияние идей Гегеля, Шопенгауэра («Мир как воля и представление»). Круг общения Тургенева был очень широк: он был вхож в дом и славянофила Аксакова, и либерала Некрасова; несмотря на это, романисты-современники не спешили признавать Тургенева «за своего». Самуил Лурье даже высказывал предположение, что якобы все великие русские романы XIX века были написаны в пику Тургеневу — чтобы досадить ему или что-то доказать.

Креативность речи

Упражнение 1

Очень хорошо наработать багаж слов помогает следующее упражнение.

Берёте газетную вырезку, зачёркиваете хаотично любые слова, а потом начинаете читать текст вслух.

Ваша задача — на ходу заменять пробелы подходящими по смыслу словами и не делать пауз. Попробуйте прямо сейчас заполнить пробелы.

Вопрос …………… действия соглашения о партнёрстве и сотрудничестве между Россией и ………… будет рассмотрен сегодня в …………… . Документ …………… в большей степени торговые ……………, для надлежащего …………… которых нужна договорно-правовая база. В последнее …………… торгово-экономическое …………… России с …………… имеет положительную …………… . Только в минувшем году …………… товарооборот …………… 23 миллиарда долларов. Правда, в связи с …………… явлениями в мировой экономике в этом году …………………. значительно спал.

Упражнение 2

Попробуйте говорить 3 минуты на любую тему. Говорите внятно, красиво, логично и без спотыканий. Вы можете выбирать любые темы, но лучше переходить от знакомым к незнакомым.

Таким образом вы погружаете свой организм в лёгкий стресс и заставляете мозг работать в ускоренном режиме. Поначалу будет трудно вспомнить хотя бы больше 1 предложения на тему, потом мысль будет развиваться, но логика построения предложений по-прежнему будет страдать.

Когда вы дойдёте до такого уровня выполнения этого упражнения, что в вашем разговоре не будет явных словесных лакун, — вам не страшен никакой прямой эфир.

Упражнение 3

Для того чтобы креативность вашей речи ничего не ограничивало, попробуйте поразмышлять на самые невероятные темы. Кодовое название этому упражнению «Что было бы, если…».

Например:

Что было бы, если бы свиньи могли летать? 
Что было бы, если бы люди вели ночной образ жизни? 
Что было бы, если бы стулья могли говорить?

Отвечая на эти вопросы, самое главное — зреть в корень, то есть не отвечать поверхностно, а раскручивать ситуацию до конца в самые невероятные стороны.

Упражнение 4

Представьте, что вы составляете толковый словарь, и вам нужно дать максимально точное и детальное определение слов. Начните с простых вещей, потом переходите на абстрактные. Развивайте свою мысль и не ограничивайтесь одним предложением, объясните смысл слова так, чтобы спутать его с другим было просто невозможно.

Например, дайте чёткое определение слов: дырка, любовь, календарь, утопия, фабула, креативность.

Упражнение 5

Читайте любой текст так, будто в нём есть редакторские опечатки. Фокус заключается в том, что вам нужно самостоятельно в минимальное время выбрать слово, придумать на него опечатку и читать так, будто вы диктор, работающий в прямом эфире. Очень тонизирующее упражнение, по крайней мере великолепно развивает реакцию, без которой на радио не обойтись.

Всем терпения. Будет оно, будет и видимый эффект, причём довольно скоро!